Версия для печати
Журнал международного права и международных отношений. 2017. № 1-2 (80-81). С. 47—56.
Journal of International Law and International Relations. 2017. N 1-2 (80-81). P. 47—56.

международные отношения

Белорусско-ватиканские отношения: диалог во имя мира

Эдмунд Ярмусик

Автор:
Ярмусик Эдмунд Станиславович — доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, e-mail: grodno-history@tut.by
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Адрес: 22, ул. Ожешко, Гродно, 230023, БЕЛАРУСЬ

Рецензенты:
Русакович Андрей Владимирович — доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного университета
Морозова Светлана Валентиновна — доктор исторических наук, профессор кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Белорусско-ватиканские отношения, их предыстория и современное состояние в белорусской историографии не получили обстоятельного освещения. В статье показан процесс их установления и развития, выявлены причины и факторы, оказывающие на них влияние. Рассматриваются особенности восточной политики Ватикана в прошлом и в настоящее время, влияние отношений государства и католической церкви в Беларуси на позицию апостольской столицы. Беларусь заинтересована в прочных двусторонних отношениях с Ватиканом по ряду причин, в первую очередь, в целях улучшения отношений с Западом. Ватикан же видит в Беларуси прежде всего «мост» на Восток для осуществления евангелизации и реализации экуменических целей. Освещаются визиты в Ватикан Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в 2009 и 2016 гг. и его встречи с Папой Бенедиктом ХVI и Папой Франциском.

Ключевые слова: «восточная политика» Ватикана; дипломатические отношения; Европейский союз; кардинал; нунций; официальный визит; папа; Святой престол; церковь.


«Belarus-Vatican Relations: the Dialogue for Peace» (Edmund Yarmusik)

The Belarus-Vatican relations, their prehistory and the current state in the Belarusian historiography have not received an extensive coverage. The article shows the process of their establishment and development. Causes and factors influencing them are revealed. Peculiarities of the Vatican «Eastern policy» in the past and at the present stage, influence of relations between the state and the Catholic Church in Belarus on the Apostolic capital position are considered in the research. The Belarusian authorities are interested in strong bilateral relations with the Vatican due to the number of reasons, primarily, in order to improve relations with the West. And above all, the Vatican also sees in Belarus a bridge to the East for implementation of evangelization and realization of ecumenical goals. The article also covers official visits of the President of the Republic of Belarus Alexander Lukashenko to Vatican in 2009 and 2016 and his meetings with Pope Benedict XVI and Pope Francis.

Keywords: cardinal; church; diplomatic relations; «Eastern policy» of the Vatican; European Union; Holy See; nuncio; official visit; Pope.

Author:
Yarmusik Edmund — Doctor of History, Associate Professor, Professor of the Department of History of Belarus, Archeology and Special Historical Disciplines of the Faculty of History, Communications and Tourism, Yanka Kupala State University of Grodno, e-mail: grodno-history@tyt.by
Yanka Kupala State University of Grodno. Address: 22, Ozhesko str., Grodno, 230023, BELARUS


Установлению и развитию взаимоотношений двух государств — Беларуси и Ватикана — предшествовал поистине тернистый путь. В ХХ в. Советский Союз вследствие идеологических и политических причин, а также богоборческой политики, которая проводилась в стране, не имел дипломатических отношений с Ватиканом вплоть до конца 1980-х гг. В СССР формировался образ Святого престола как политического и идеологического противника, который вместе с капиталистическими странами проводил антикоммунистическую деятельность против советского государства и социалистических стран. Борьба с коммунизмом была стратегической линией в политике Ватикана, что использовалось в СССР и БССР для усиления наступления на католическую церковь, закрытия костелов, снятия с регистрации католических обществ, репрессий против духовенства и верующих и т. п. [47, с. 333—335].

Рост популярности социалистических идей в мире в 1960—1970-е гг., усиление влияния СССР и социалистических стран на международной арене, секуляризация общественной жизни и отход от религии в европейских странах вызвали необходимость изменений восточной политики Ватикана, основные направления которой начали формироваться при Папе Иоанне ХХIII (кардинал Анджелло Джузеппе Ронцалли, 28.10.1958—03.06.1963). Один из «архитекторов» этой политики, кардинал Агостиньо Казароли, в интервью венскому еженедельнику «Die Presse» (1975) отмечал, что речь идет «не только об условиях жизни католической церкви, но и о насущных интересах народов, о войне и мире, общественной справедливости и других проблемах, согласно с велением Бога и ближнего». Он подчеркивал, что «восточная политика принадлежит апостольской столице как ее долг», что она «не имеет ничего общего с уступками на поприще правды веры или моральных норм человеческого сообщества» и «прилагает всяческие усилия, чтобы выступать в реальной действительности такой, какой она есть» [52; 53].

В «восточной политике» Ватикана не последнее место занимало положение католической церкви в СССР и соцстранах, в том числе в Беларуси. Положение католиков в этой республике затрагивалось во время официальных визитов министра иностранных дел СССР А. А. Громыко (1965, 1970, 1974, 1975, 1979), аудиенций представителей Конгресса ксендзов белорусов в эмиграции (1982), духовенства из Литвы и Польши. О преследовании верующих в Беларуси говорилось и в передачах радио Ватикана [47, с. 339—350].

Знаковым явлением в ватиканской политике стал понтификат Папы Иоанна Павла II (польский кардинал Кароль Войтыла, 16.10.1978—02.04.2005). Высокий авторитет папы, его подвижническая деятельность во многом способствовали коренным изменениям в Европе и в мире. Настоящий прорыв в отношениях СССР и Ватикана был подготовлен проводившейся в Советском Союзе перестройкой. В декабре 1989 г. состоялись визит Председателя Верховного Совета СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва в Ватикан и его встреча с Папой Иоанном Павлом II. Папа определил визит как «важное событие в истории отношений между Советским Союзом и апостольской столицей» и как «знак времен». По официальным сообщениям пресс-секретаря Ватикана, обе стороны «выразили желание развития отношений между Святым престолом и СССР на официальном уровне, желание, чтобы сотрудничество между государствами как можно лучше соответствовали стремлениям народов к справедливости и миру. Были подняты актуальные проблемы, вызывающие взаимную обеспокоенность. Святой отец выразил желание, чтобы новое законодательство СССР действительно гарантировало всем верующим подлинную религиозную свободу. Особо акцентировалось внимание на ситуации и потребностях католиков не только латинского обряда, но и восточного обряда, остающихся в единении с Римом» [51].

В своей речи папа высказал надежду на плодотворное сотрудничество католиков «с братьями православной церкви, так нам близкими». «Католическая церковь, — сказал папа, — обращается ко всем, кто обеспокоен судьбою человечества, чтобы объединились в своей деятельности во имя его материального и духовного благополучия. Такая забота о человеке не только может привести к предотвращению международной напряженности и завершению конфронтации между блоками, но и будет благоприятствовать всеобщей солидарности, особенно по отношению к развивающимся странам». Папа напомнил, что пренебрежение фундаментальными этическими ценностями может привести к непредсказуемым последствиям для судеб людей, о чем свидетельствует трагедия Второй мировой войны [50].

В выступлении папа озвучил новые перспективы диалога между народами, который должен опираться на уважение естественных прав человека: «нет мира, если он пренебрегается человеком и правом» и «если права всех народов, а особенно наиболее беззащитных, не уважаются» [50].

В ответной речи глава советского государства М. Горбачёв говорил о достигнутом взаимопонимании и желании конкретно продолжить диалог, придать официальный характер межгосударственным отношениям. М. С. Горбачёв пригласил Папу Иоанна Павла II с визитом с СССР, который, однако, не состоялся [47, с. 353, 354].

Таким образом, события 1960—1980-х гг. послужили прологом двусторонних отношений Республики Беларусь и Ватикана. Объективными факторами, которые привели к этому, были: провозглашение независимости БССР; коренные изменения государственно-конфессиональной политики в республике; повышение роли религии и церкви в жизни белорусского общества, установление партнерских отношений конфессий и государства, многовекторность внешней политики Республики Беларусь, направленная на обеспечение мира и взаимовыгодного сотрудничества между народами; курс на развитие и укрепление межконфессионального и межнационального согласия внутри страны.

В советской историографии, включая белорусскую, создавался образ Святого престола как «центра реакционных сил в мире». Вместе с тем в работах Л. Н. Великовича [10], В. П. Мазаловой [28], М. П. Мчедлова [33] и др. анализировались социальная доктрина и теологическое учение католицизма, модернизаторские тенденции в деятельности Римско-католической церкви после Второго Ватиканского собора, приспособление ее к условиям меняющегося мира [7]. В работах белорусских ученых П. И. Вдовиченкова [9], В. Г. Докторова [17] и др. разоблачались «измышления буржуазных фальсификаторов» о положении религии и церкви в СССР и БССР, говорилось об «идеологических диверсиях» Ватикана. В отдельных работах можно встретить факты, касающиеся «экспансии» Ватикана и католической церкви в Беларуси [23]. Проблемы «восточной политики» Ватикана рассматривались также в публикациях автора данной статьи [47, с. 333—355; 49].

Односторонние идеологические трактовки внешней политики Святого престола стали претерпевать изменения, начиная со второй половины 1980-х гг. В работах российских ученых А. Ю. Булатовой [4], Г. Быковой [5], О. Ю. Васильева [6], Ю. Е. Карлова [22], А. Красикова [25], В. А. Ливцова [26], М. И. Одинцова [36], В. И. Филонова [45; 46] и др. рассматриваются различные аспекты «восточной политики» Ватикана, взаимоотношений Русской православной церкви (РПЦ) и Римско-католической церкви (РКЦ). В работах зарубежных ученых Р. Бухало [49], Р. Пищека [54], Г. Штелле [55] и др. основное внимание сосредоточено на «восточной политике» Ватикана. Беларусь в них практически не упоминается.

Исходя из актуальности проблемы в статье поставлена цель: рассмотреть предпосылки, динамику и тенденции развития белорусско-ватиканских отношений. Для этого предполагается решить ряд задач: охарактеризовать особенности восточной политики Ватикана; раскрыть процесс становления и особенности развития отношений Беларуси и Святого престола; показать влияние на их динамику религиозного фактора, в частности отношений РПЦ и РКЦ, положения католической церкви в белорусском государстве. Научная новизна статьи состоит в исследовании роли и значения белорусско-ватиканских отношений в контексте международной политики Республики Беларусь, выявлении факторов, оказывающих влияние на их состояние и развитие.

Ватикан — город-государство в Риме. С одной стороны, это духовный, руководящий центр католической церкви, где находится Глава церкви — папа римский, а с другой — это государство, субъект международного права, имеющее свое правительство, герб, флаг, гимн.

Участником международных отношений выступает не Ватикан, а Святой престол, представляющий собой единый мировой центр общности, состоящий из папства и Римской курии.

Опираясь на мощный ресурс своих политических, дипломатических, финансовых и иных возможностей, которыми он обладает в качестве церковно-государственной структуры, Ватикан стремится реализовать политику экуменизма, призванную объединить человечество на основе универсальных ценностей, которые воплощены в христианстве. Таковыми являются традиционная семья, сохранение жизни от зачатия до смерти, признание прав и свобод человека и народов, среди которых особое место принадлежит религиозным, и др.

Святой престол является проводником стратегии мира, которая основывается на четырех основных составляющих: 1) отказ от войны, признание прав всех государств на самооборону в случае агрессии, но при этом война не может быть адекватным средством разрешения спорных вопросов между государствами; 2) содействие действенному разоружению, моральная поддержка перехода к реальному разоружению, которое в итоге должно привести к уничтожению оружия; 3) создание такого мирового порядка, который бы основывался на международном праве, обеспечивая права человека и народов, уважение жизни на всех ее стадиях. Особое место в этом ряду занимает соблюдение государствами религиозных прав; 4) технические аспекты международного сотрудничества. Святой престол строго придерживается международного права и уверен, что оно может обеспечить права и свободы человека и народов [47, с. 333—355; 49].

После окончания «холодной войны» и падения «железного занавеса» «восточная политика» Ватикана нашла свое продолжение в миссионерской деятельности католической церкви и продвижении экуменических идей на Восток [8].

В 1990-е гг. Ватикан осуществил реорганизацию структуры РКЦ на территории бывших союзных республик, в том числе и в Беларуси. В 1989 г. советские органы власти — центральные и белорусские — сообщили, что не возражают относительно номинации епископа в Беларуси. Папа Иоанн Павел ІІ назначил Апостольским администратором Минского диоцеза ad nutum Sanctae Sedis (или непосредственно подчиненного Апостольской столице) ксендза Тадеуша Кондрусевича. Ему поручалась пастырская опека над католиками латинского обряда на всей территории БССР [47, с. 355]. Возрождение католической церкви в Беларуси, которое поддерживается государством, стало одним из важных факторов установления дипломатических отношений Беларуси и Ватикана.

Дипломатические отношения между Святым престолом и Республикой Беларусь были установлены по взаимному согласию двух сторон 11 ноября 1992 г. Официальными документами, положившими начало двусторонних отношений, стали Венская конвенция о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 г. и Протокол об установлении дипломатических отношений между Святым престолом и Республикой Беларусь. Дипломатические отношения были установлены на высшем уровне: со стороны Ватикана — на уровне Апостольской нунциатуры во главе с Апостольским нунцием, со стороны Республики Беларусь — на уровне посольства, во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом [16].

Апостольский нунций является постоянным представителем понтифика в государстве и поместной церкви. Нунций является главным дипломатом Ватикана в стране, в которую он послан, — он укрепляет двусторонние связи и осуществляет связь между Святым престолом и местными католиками, поддерживает своими советами и примером местных епископов, защищает интересы церкви и страны.

Апостольскими нунциями в Беларуси были: архиепископ Габриэль Монтальво Хигуэра (1993—1994), архиепископ Агостино Маркето (1994—1996), архиепископ Доминик Грушовский (1996—2001), архиепископ Иван Юркович (2001—2004), архиепископ Мартин Видович (2004—2011), архиепископ Клаудио Гуджеротти (2011—2015), с 13 мая 2016 г. — архиепископ Габор Пинтер [2].

Послами Республики Беларусь при Святом престоле назначались (по совместительству): В. Р. Королёв (8 февраля 2002 г. — 3 января 2008 г.), С. Ф. Алейник (10 апреля 2008 г. — 8 января 2013 г.) [42].

Белорусские дипломаты организуют визиты и встречи официальных лиц, информируют Святой престол о положении католической церкви в Беларуси, обсуждают актуальные проблемы взаимоотношений двух государств и др. Так, 15 января 2003 г. Папа Иоанн Павел II принял в Ватикане группу детей из районов, пострадавших от Чернобыльской аварии. В июне 2007 г. направлено письмо премьер-министра Республики Беларусь С. С. Сидорского государственному секретарю Ватикана кардиналу Торчизио Бертоне с приглашением посетить Беларусь. В октябре 2007 г. было получено ответное послание госсекретаря Торчизио Бертоне, в котором подтверждена его готовность посетить с официальным визитом нашу страну [20].

29 мая 2008 г. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь при Святом престоле С. Ф. Алейник вручил верительные грамоты Папе Римскому Бенедикту XVI.

В ходе состоявшейся в рамках церемонии беседы между послом и папой были обсуждены вопросы дальнейшего развития двустороннего сотрудничества. Понтифик был проинформирован о мерах, принимаемых правительством Беларуси по укреплению отношений с Римско-католической церковью. В своем обращении Папа Бенедикт XVI выразил удовлетворение уровнем взаимодействия и попросил передать самые добрые пожелания в адрес Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и белорусского народа [37].

Развитие отношений с Ватиканом напрямую зависит от того, какую роль отводит белорусское государство католической церкви. Надо отметить несомненную эволюцию отношений государства и католической церкви как внутри страны, так и во внешней политике, особенно в последние годы.

Республика Беларусь, как и большинство государств в мире, является государством светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Сотрудничество государства и церкви основаны на взаимном невмешательстве в дела друг друга, с одной стороны, и определении таких точек соприкосновения, где интересы этих двух социальных институтов совпадают, — с другой.

Тем не менее, долгое время государство сосредоточивало усилия на прочных отношениях лишь с православной церковью, недооценивая вторую по величине христианскую конфессию в стране. Объяснялось это тем, что православие исторически более прочно связано с государством. Кроме того, Московская Патриархия, в подчинении которой находится Белорусская православная церковь (БПЦ), усиленно проводит политику на укрепление своего влияния в Беларуси, ревностно охраняя и не допуская даже малейшего «посягательства» на каноническую территорию православия со стороны других конфессий, в первую очередь католической.

На законодательном уровне это проявилось во внесении изменений в Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (в редакции 2002 г.), в преамбуле которого записано: «признание определяющей роли православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама» [12, с. 122].

В 2003 г. подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве государства и православной церкви, которое расширило сферы влияния православия в белорусском обществе. На встрече Президента Беларуси А. Г. Лукашенко со Священным синодом БПЦ 11 декабря 2004 г. Глава государства выделил общие задачи, стоящие перед церковью и государством: нравственное единство общества, недопущение вражды, конфликтов и хаоса на белорусской земле. По словам А. Г. Лукашенко: «Православная церковь должна стать одной из важнейших опор в нашем государстве. Оно всегда поддерживало и будет поддерживать созидательную роль БПЦ и других конфессий в республике» [3, с. 178, 179].

Поворот в отношениях белорусских властей к Римско-католической церкви произошел в 2008 г., когда Беларусь 18—22 июня с официальным визитом посетил Государственный секретарь Ватикана кардинал Торчизио Бертоне.

Во время визита были организованы важные встречи с Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, рядом представителей государственного аппарата, где поднимались актуальные проблемы взаимоотношений церкви и государства, строительства новых костелов, сосуществования христианских конфессий в нашей стране, дипломатических отношений. Была достигнута договоренность о подготовке Соглашения о сотрудничестве между апостольской столицей и Республикой Беларусь. Кроме того, через Государственного секретаря папы Президент А. Г. Лукашенко передал Его Святейшеству Бенедикту XVI приглашение посетить Беларусь [35].

Его Эминенция кардинал Торчизио Бертоне встретился с преподавателями и студентами Белорусского государственного университета, где прочитал лекцию на тему «Вера и разум: как говорить про Бога современному человеку», посетил и служил святые мессы в католических святынях Пинска и Гродно и торжественную литургию в минском архикафедральном соборе, освятил угловой камень костела в Серебрянке [38].

Основная причина столь высокого внимания к гостю заключалась в далеко не лучшем состоянии отношений между Западом и официальным Минском: последний, как считали аналитики, рассчитывал исправить ситуацию с помощью Ватикана [30]. В частности, приглашение папы Президенту А. Г. Лукашенко посетить Рим, которое привез кардинал, могло стать началом прорыва блокады.

Итоги визита кардинала Торчизио Бертоне оказались впечатляющими: было принято решение начать подготовку конкордата, регулирующего правовое положение РКЦ в Беларуси. Кроме того, папе было направлено ответное приглашение посетить Беларусь [35].

27 апреля 2009 г. состоялись официальный визит Президента Александра Лукашенко в Ватикан и его встреча с Папой Бенедиктом XVI. Белорусско-ватиканским отношениям был дан новый импульс [1].

Митрополит Минско-Могилевский, архиепископ Тадеуш Кондрусевич в интервью «Catholic.by» отметил значение визита: «Известно, какой авторитет имеет Ватикан, поэтому эта встреча очень важна для нашей страны, для развития экуменических отношений между православными и католиками. Думаю, что визит принесет хорошие плоды для Беларуси, а также для католической церкви и для наших отношений с Евросоюзом. Церковь хоть и не из этого мира, но в этом мире и должна жить проблемами этого мира. Об этом говорит социальная доктрина католической церкви» [32]. Однако двусторонние контакты пошли на спад после президентских выборов в декабре 2010 г. В высказываниях белорусской стороны порой звучали открытые упреки в адрес католической церкви. Так, в ноябре 2011 г. А. Г. Лукашенко заявил посетившему Беларусь председателю Папского совета по содействию христианскому единству Курту Коку, что «ожидает от Ватикана более активной позиции по защите интересов Беларуси на Западе» [44].

В ряду значимых официальных визитов ватиканских дипломатов в Беларусь следует отметить визит кардинала Йозефа Томко в октябре 2010 г. Он был приурочен в 300-летию освящения минского архикафедрального собора Пресвятой Девы Марии. На встрече с Президентом А. Г. Лукашенко обсуждались двусторонние отношения и положение католиков в Беларуси. Особо отмечалось отсутствие противоречий между конфессиями, а также государством и конфессиями. «Мы стараемся поддерживать мир, потому что это основа стабильности государства. А без стабильности не может быть ни благополучия, ни процветания», — отметил Президент [43].

7—10 мая 2012 г. в Минске с официальным визитом находился секретарь Конгрегации Восточных церквей Ватикана архиепископ Кирилл Василь. Визит в Беларусь второго по значению лица в конгрегации, иерарха столь высокого уровня состоялся впервые. Архиепископ Кирилл прибыл в Беларусь по приглашению Министерства иностранных дел нашей страны. Владыка встретился с греко-католической общественностью, побывал в Слониме, Альбертине и Ивацевичах — в этом регионе во время Второй мировой войны было казнено много жителей греко-католических деревень. Там же, в Альбертине, служил греко-католический епископ Антоний Неманцевич, работу по беатификации которого проводит Ватикан [21].

Целью визита столь высокого уровня было «увидеть сегодняшний день белорусского костела, в первую очередь восточного обряда». Отметим, что на сегодняшний день в Беларуси официально действуют 22 церкви восточного обряда. Епископ сделал вывод, что «Греко-католический костел в Беларуси очень бедный и очень слабый», что требуется создание соответствующей церковной структуры [21].

Встреча архиепископа Кирилла с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом состоялась 10 мая 2012 г. в Минском епархиальном управлении БПЦ. Подчеркнув стремление к межконфессиональному диалогу с Римским костелом, Патриарший Экзарх резко высказался против распространения в Беларуси униатства: «Думаю, что благополучие в отношениях между православными и католиками, которые по милости Божией существуют в Беларуси, стало возможным именно благодаря тому, что наши контакты уже давно не были омрачены распрями по так называемому униатскому вопросу. Все же трудности, которые были между нами, — мы надеемся, очень надеемся! — уже в далеком прошлом и никогда не повторятся впредь». Митрополит упомянул итоги заседаний нескольких смешанных комиссий по богословскому диалогу, которые констатировали, что «уния как метод не служила делу сближения церквей» [21].

Содействие Ватикана налаживанию отношений с Европейским союзом остается по-прежнему одной из важных составляющих внешней политики Беларуси. Об этом Президент А. Г. Лукашенко сказал на встрече с Апостольским нунцием Клаудио Гуджеротти 4 июня 2013 г.: «Я просто обязан поблагодарить за доброе отношение к Беларуси, я благодарен католической церкви, Ватикану за ту поддержку, которую вы оказываете нам на международной арене, прежде всего в организации налаживания отношений с Европейским союзом. Не важно, будет от этого результат или нет. Но я знаю, что вы этого хотите». Президент высказал намерение сделать все возможное для католической церкви, так как она «ведет правильную политику, играет ведущую роль в работе с населением» [15].

В свою очередь, Святой престол выступал против изоляции какого-либо народа и принятия санкций. «Для Ватикана не существует слова "санкция", это когда кто-то старается разрушить мосты, которые существуют. А нам хотелось бы создать больше мостов», — эти слова были сказаны Апостольским нунцием Клаудио Гуджеротти на встрече с главой Витебского облисполкома 21 мая 2015 г. «И в этом направлении представители Ватикана стараются открыть Беларусь миру, и в то же время помочь миру открыть для себя Беларусь», — подчеркнул ватиканский дипломат [15].

13—15 марта 2015 г. состоялся официальный визит в Беларусь Госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. Инициаторами визита выступили белорусские власти. В Беларуси данный визит рассматривался как свидетельство готовности Святого престола к дальнейшему развитию отношений. В беседе с кардиналом П. Паролином министр иностранных дел Беларуси В. В. Макей отметил, что «Ватикан для нас особый партнер в международных отношениях. Подходы Ватикана близки и понятны белорусскому народу». Он также сказал, что в Минске ценят «объективную, конструктивную и взвешенную позицию в отношении Беларуси» [11].

В свою очередь П. Паролин отметил, что данный визит позволит ему лучше познакомиться с Беларусью и ее народом: «Это возможность передать всем — и органам государственной власти, и народу — слова близости Святого Отца. Вы справедливо отметили открытость, понимание и готовность к сотрудничеству, которыми отмечается подход Святого престола к построению отношений. Мой визит следует как раз в этом ключе Святого престола развитию отношений со всеми игроками на дипломатической арене. Для нас дипломатия, по сути, означает диалог» [29].

В. В. Макей и П. Паролин обсудили актуальные вопросы сотрудничества Беларуси и Святого престола, положение Римско-католической церкви в Беларуси, а также ситуацию в регионе и в мире. Кардинал Пьетро Паролин принял участие в межепархиальном великопостном ночном бдении, которое состоялось с 14 на 15 марта в минском костеле Святого Симеона и Святой Елены (Красный костел). Утром 15 марта госсекретарь Ватикана возглавил святую мессу в столичном архикафедральном соборе Пресвятой Девы Марии [29].

В сообщении апоcтольской нунциатуры о визите кардинала Паролина отмечалось, что таким образом Папа Римский Франциск «желает высказать свое глубокое уважение белорусскому народу и через своего ближайшего сотрудника встретиться с католиками Беларуси в молитве и единстве сердец» [29].

Знаковым событием в отношениях Беларуси и Святого престола стал визит Президента А. Г. Лукашенко в Италию и Ватикан 21 мая 2016 г. Во время встречи с Папой Франциском обсуждались важные межгосударственные проблемы отношений и перспективы их дальнейшего улучшения. А. Г. Лукашенко передал в дар Папе Римскому Франциску икону «Пренепорочное сердце Марии». Икона выполнена по белорусской технологии (украшение древесной стружкой) простыми людьми [19; 27].

Важным событием в развитии культурных связей стала выставка 19 мая — 25 июля 2016 г. в ватиканских музеях белорусского священного искусства. Идея выставки родилась во время встречи Госсекретаря Ватикана кардинала П. Паролина с белорусскими властями в марте 2015 г. На выставке экспонировались иконы и священные образы различных эпох, наиболее ярко представляющие белорусскую художественную традицию. По словам директора ватиканских музеев Антонио Паолуччи, «культурные связи с народами Восточной Европы, в особенности православными, — это верх желаний и планов Святейшего престола. Республика Беларусь находится на границе между католическим и православным миром, и выставка призвана показать те элементы белорусского священного искусства, которые сближают два "легких" Европы» [14].

Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич, комментируя встречу в Ватикане 21 мая 2016 г. Главы белорусского государства А. Г. Лукашенко и Папы Франциска, выразил надежду, что она будет способствовать развитию отношений между двумя государствами, а также между светской властью и католической церковью в Беларуси. «Роль Святейшего престола в мире очень велика, и поэтому мы знаем, что для решения многих мировых проблем очень часто обращаются к ней. Поэтому для нас — честь, что папа принял Главу государства. Это также подчеркивает значение католической церкви в жизни Беларуси. И я надеюсь, что будут и дальше развиваться отношения между нашим государством и Ватиканом, а также и отношения между государством и католической церковью. Мы все ждем, что папа посетит Республику Беларусь, каждый человек задает этот вопрос, и здесь в Риме тоже. Думаю, что такие встречи могут приблизить этот визит понтифика в нашу страну, а страна заслуживает этого», — отметил митрополит Кондрусевич [31].

Белорусско-ватиканские отношения притягивают пристальное внимание как зарубежных стран, Беларуси, так и РПЦ. В силу ряда причин — теологических, исторических, международных, национальных — Ватикан, как и в целом католическая церковь, выступает конкурентом и идеологическим противником православной церкви. РПЦ считает территорию Беларуси своей канонической территорией и рассматривает возможность такой встречи после того, как будет отмечен прогресс в решении серьезных проблем между РПЦ и РКЦ, в которые светские власти вмешиваться не должны. В числе острых проблем — конфликтные отношения на Украине между греко-католической (униатской) конфессией, подчиненной Ватикану, и Украинской православной церковью Московского Патриархата.

Представители Греко-католической церкви в Западной Украине, получив правоспособность, стали силой захватывать православные храмы, несмотря на ранее достигнутые договоренности. В этом греко-католиков активно поддерживали националистические политики, получившие власть в Западной Украине. Позиция Ватикана, рассматривающая этот процесс как экуменическое взаимодействие, а униатство как мост между Западным и Восточным христианством, не находит поддержки в православном мире [26, с. 33].

По мнению ряда российских исследователей «восточной политики» Ватикана, приоритетным направлением его деятельности в восточном направлении являлась в прошлом и является в настоящее время историческая Россия как самое большое православное государство и один из центров христианского мира. Тактика политического курса Святого престола, считают они, со временем могла меняться, но не прекращались попытки навязать определенную иерархию отношений с русской церковью и расширить свое влияние на территории России. Россия рассматривается Ватиканом как страна, где католическая церковь осуществляет свою особую миссию [22; 25; 26; 45; 46].

В адрес Святого престола направлены обвинения в том, что он пытается заигрывать со всеми религиями, ничуть не смущаясь тем, что для этого потребуется отойти от догматов христианства. Для Ватикана «цель оправдывает средства». Но на пути к достижению цели есть серьезное препятствие — Русская православная церковь. Святому престолу крайне необходимо поставить Московский Патриархат под свой контроль [40].

Ватикану в вину ставится то, что он всеми силами пытается внести раскол в православную церковь на территории бывшего СССР (в первую очередь, в Украине и Беларуси) и за рубежом (используя позиции Константинопольского патриарха). Именно сейчас на Россию нацелена деятельность влиятельных католических орденов — организаций со своим уставом и подчинением лично своему руководителю — генералу ордена. Большинство действующих в России орденов — миссионерской направленности, так как это направление деятельности РКЦ в России является приоритетным. Сейчас в России действуют представители Общества Иисуса (иезуиты), Опус Деи и Мальтийского ордена [40].

Нельзя также не принимать во внимание и тот момент, что вопрос о католицизме в России всегда был сопряжен с польским вопросом. Традиционное историческое противостояние России и Польши всегда накладывало отпечаток на отношение русского народа к латинству. Это актуально и сегодня, когда, с одной стороны, отношения между Россией и Польшей далеко не самые дружественные, а с другой — польский элемент в российском католицизме продолжает доминировать.

Кроме того, большинство верующих не приемлют никаких экуменических инициатив, видя в них попрание православной традиции и вредное воздействие западного сознания. Римский папа в сознании многих россиян сегодня предстает как символ олицетворения того самого Запада, недружелюбие которого к современной России имеет столь много проявлений, и воспринимается многими россиянами как одна из причин тяжелого положения России [34].

Позиция Белорусской православной церкви относительно приезда Папы Римского Франциска сформирована таким образом, что БПЦ и не против визита, поскольку заинтересована в хороших взаимоотношениях с католиками, но вместе с тем вынуждена поддерживать позицию РПЦ, которая считает приезд папы нежелательным [39].

Бесспорно, все вышесказанное не означает, что высшее руководство католической и православной церкви не стремится найти пути к диалогу и взаимопониманию. В этой связи историческим событием мирового значения стала встреча 12 февраля 2016 г. в Гаване (Куба) Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Во всех отношениях она была знаковой, если учесть, что за всю историю существования РПЦ ее глава не встречался с понтификом. По итогам встречи было принято совместное заявление. Текст включает 30 пунктов, раскрывающих видение церквей по трем группам проблем: «взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации» [13].

Из первой группы проблем были затронуты вопросы совместной евхаристики (пп. 5, 6), успешного развития христианства в Латинской Америке (п. 2), России (п. 14), гонения христиан «во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки» (пп. 8—13).

Из второй группы проблем были затронуты вопросы прозелитизма (п. 24), греко-католиков и унии (п. 25), положения православных и греко-католиков в Украине (пп. 26, 27).

Из третьей группы проблем были затронуты вопросы отказа от христианских ценностей в Западной Европе (пп. 15, 16), бедности (пп. 17,18), права на жизнь (п. 21), положения и роли христианской молодежи (пп. 22, 23)
[41].

Комментируя состоявшуюся беседу, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что главы двух церквей полностью понимают ответственность «за свои Церкви, за свой верующий народ, за будущее Христианства и за будущее человеческой цивилизации. ...сегодня две Церкви могут активно совместно работать, защищая христиан по всему миру, с полной ответственностью совместно работать для того, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы совместной, личной и общественной нравственности» [18].

По мнению митрополита Минско-Могилевского, архиепископа Т. Кондрусевича, эта встреча «приблизила возможный визит главы Католической церкви в Беларусь». Он также подчеркнул, что результатом будет «укрепление отношений между православной и католической церковью» [24].

Таким образом, белорусско-ватиканские отношения стали неотъемлемой составляющей многовекторной политики Республики Беларусь. Их установлению предшествовал долгий и сложный период конфронтации СССР и Ватикана. Изменение расстановки сил на международной арене, суверенитет Республики Беларусь, формирование новых парадигм внешней политики, изменение положения Католической церкви в стране, а также усиление «восточного вектора» ватиканской политики позволили наладить между двумя государствами отношения взаимопонимания и сотрудничества. Для Беларуси сотрудничество с Ватиканом это, прежде всего, возможность наладить отношения с Евросоюзом, для Ватикана Беларусь — «мост» на восток, возможность реализовывать свою миссионерскую и экуменическую политику. Важную роль в налаживании диалога между двумя странами играют взаимные визиты высших должностных лиц — Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в Ватикан и ватиканских государственных деятелей в Беларусь. Белорусско-ватиканские отношения находятся в центре внимания европейских стран, а также РПЦ. Перспективы отношений двух государств, несомненно, можно рассматривать как оптимистические, поскольку это диалог во имя укрепления мира, европейской безопасности и межконфессиональных отношений в Республике Беларусь.

Список использованных источников

1. Александр Лукашенко совершил визит в Итальянскую Республику и Государство Ватикан [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. — 27.04.2009. — Режим доступа: <http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-sovershil-vizit-v-italjjanskuju-respubliku-i-gosudarstvo-vatikan-2935/>. — Дата доступа: 02.02.2017.
2. Апостольская Нунциатура в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Апостольская Нунциатура в Республике Беларусь. Посольство Святого престола город Ватикан. — Режим доступа: <
http://nunciature.catholic.by/ru/svpasad-i-respublika-belarus/nunciature/apostolic-nuncio.html>. — Дата доступа: 29.08.2016.
3. Беларусь: государство, религия, общество: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск — Жировичи, 7 июня 2007 г. / редкол.: прот. В. Антоник [и др.]. — Минск: Белорус. наука, 2008. — 397 с.
4. Булатова, А. Ю. Восточная политика Ватикана на примере Украины: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / А. Ю. Булатова; Дип. акад. МИД РФ. — М., 2008. — 20 с.
5. Быкова, Г. Европейский вектор экономической политики Ватикана в 1990—2010 гг. / Г. Быкова, М. Шпаковская // Власть. — 2012. — № 3. — С. 157—160.
6. Васильева, О. Ю. Русская православная церковь и II Ватиканский Собор. Факты, События, Документы. — М., 2004. — 382 с.
7. Ватикан и проблемы современности / Отдел пропаганды и агитации ЦК КПЛ; Межреспуб. ф-л Ин-та науч. атеизма АОН при ЦК КПСС в г. Вильнюсе; редкол.: С. В. Крайялис (пред.) [и др.]. — Вильнюс, 1986. — 45 с.
8. Ватикан. Третье тысячелетие — тысячелетие солидарности: [интервью секретаря Святого престола по отношению с государствами, архиепископа Жана-Луи Торана главному редактору журнала «Международная жизнь»] // Междунар. жизнь. — 2000. — № 5. — С. 16—20.
9. Вдовиченков, П. И. Современная идеологическая борьба и религия / П. И. Вдовиченков. — Минск: Знание, 1984. — 21 с.
10. Великович, Л. Н. Католицизм в современном мире / Л. Н. Великович. — М.: Знание, 1981. — 64 с.
11. В Минск прибыл с официальным визитом госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин [Электронный ресурс] // NAVINY.BY: Белорусские новости. — 13.03. 2015. — Режим доступа: <
http://naviny.by/rubrics/politic/2015/03/13/ic_news_112_455401>. — Дата доступа: 20.05.2017.
12. Вопросы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь: сб. док. и материалов. — Минск: Четыре четверти, 2005. — 336 с.
13. Встреча католического и православного иерархов. Часть 4 [Электронный ресурс] // Белрынок. — 21.03.2016. — Режим доступа: <
https://www.belrynok.by/2016/03/21/vstrecha-katolicheskogo-i-pravoslavnogo-ierarhov-chast-4/>. — Дата доступа: 29.08.2016.
14. Выставка белорусских икон открылась в музее Ватикана [Электронный ресурс] // БЕЛТА. — 18.05.2016. — Режим доступа: <
http://www.belta.by/culture/view/vystavka-belorusskih-ikon-otkryvaetsja-v-vatikane-193703-2016>. — Дата доступа: 26.08.2016.
15. Гуджеротти: Папский престол против изоляции народов и принятия санкций [Электронный ресурс] // Агентство новостей «Telegraf.by». — 21.05.2015. — Режим доступа: <
https://telegraf.by/2015/05/291386-gudjerotti-papskii-prestol-protiv-izolyacii-narodov-i-prinyatiya-sankcii>. — Дата доступа: 29.08.2016.
16. Дипломатические отношения между Святым Престолом и Республикой Беларусь [Электронный ресурс] // Апостольская Нунциатура в Республике Беларусь. Посольство Святого престола город Ватикан. — Режим доступа: <
http://nunciature.catholic.by/ru/svpasad-i-respublika-belarus/dyplamatyja-belarus.html>. — Дата доступа: 29.08.2016.
17. Доктараў, У. Г. Пад гатычнымі скляпеннямі касцёлаў: палітыка каталіцызму ў Беларусі / У. Г. Доктараў. — Мінск: Беларусь, 1975. — 72 с.
18. Завершилась встреча святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском [Электронный ресурс] / Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриарха. — 13.02.2016. — Режим доступа: <
http://www.patriarchia.ru/db/text/4372297.html>. — Дата доступа: 29.08.2016.
19. Завершился визит Лукашенко в Италию и Ватикан [Электронный ресурс] // БЕЛТА. — 21.05.2016. — Режим доступа:<
http://www.belta.by/president/view/zavershilsja-vizit-lukashenko-v-italiju-i-vatikan-194258-2016>. — Дата доступа: 20.05.2017.
20. Информация о современном положении Римско-католической церкви в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Царква. — 28.06.2008. — Режим доступа: <
http://churchby.info/rus/243>. — Дата доступа: 02.05.2017.
21. Калиновская, Т. Ватикан не забывает белорусских греко-католиков / Т. Калиновская [Электронный ресурс] // Белорусы и рынок. — 28.05.2012. — Режим доступа: <
http://www.belmarket.by/ru/176/16/14052>. — Дата доступа: 19.08.2016.
22. Карлов, Ю. Е. Дипломатия Москвы и II Ватиканский Собор / Ю. Е. Карлов // Второй Ватиканский Собор: взгляд из России. — М., 1997. — С. 126—132.
23. Католицизм в Белоруссии: традиционализм и приспособление / К. К. Койта [и др.]; редкол.: А. С. Майхрович [и др.]. — Минск: Наука и техника, 1987. — 238 с.
24. Кондрусевич: Встреча Папы Римского и Патриарха Кирилла приблизила возможный визит главы католической церкви в Беларусь [Электронный ресурс] // Белтелерадиокомпания. — 13.02.2016. — Режим доступа: <
http://www.tvr.by/news/obshchestvo/t_kondrusevich_vstrecha_papy_rimskogo_i_patriarkha_kirilla_priblizila_vozmozhnyy_vizit_glavy_katolich//>. — Дата доступа: 29.08.2016.
25. Красиков, А. Второй Ватиканский Собор в контексте отношений между СССР и Святым престолом / А. Красиков // Второй Ватиканский Собор: взгляд из России. — М., 1997. — С. 25—46.
26. Ливцов, В. А. Взаимодействие Русской православной церкви с экуменическим движением (конец XIX — начало XXI в.) / В. А. Ливцов. — СПб., 2013. — 580 с.
27. Лукашенко благодарен Италии и Ватикану за усилия по восстановлению отношений Беларуси и ЕС [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Интерфакс-Запад». — 21.05.2016. — Режим доступа: <
http://www.interfax.by/news/belarus/1206458>. — Дата доступа: 21.08.2016.
28. Мазалова, В. П. Католицизм: четверть века спустя после II Ватиканского собора / В. П. Мазалова. — М.: Знание, 1989. — 63 с.
29. Макей: Ватикан для нас — особый партнер [Электронный ресурс] // TUT.BY: белорусский портал. — 13.03.2015. — Режим доступа: <
http://www.news.tut.by/politics/439503.html>. — Дата доступа: 14.03.2015.
30. Минск может предложить Ватикану роль посредника в диалоге с ЕС [Электронный ресурс] // RU.DELFI. — 20.05.2016. — Режим доступа: <
http://www.ru.drlfi.lt/abroad/belorussia/minsk-mozhet-predlozhit-vatikanu-rol-posrednika-v-dialoge-s-es.d>. — Дата доступа: 20.05.2017.
31. Митрополит Кондрусевич: К Ватикану часто обращаются, чтобы решить политические проблемы [Электронный ресурс] / Сибирская католическая газета. — 24.05.2016. — Режим доступа: <
http://sib-catholic.ru/mitropolit-kondrusevich-k-vatikanu-chasto-obrashhayutsya-chtobyi-reshit-politicheskie-problemyi/>. — Дата доступа: 22.08.2016.
32. Митрополит Кондрусевич об актуальных событиях в Католической Церкви в Беларуси (часть I) [Электронный ресурс] // Римско-Католическая Церковь в Беларуси. — Режим доступа: <
http://www.catholic.by/2/ru/news/interview/100802-interview.html>. — Дата доступа: 05.02.2015.
33. Мчедлов, М. П. Католицизм / М. П. Мчедлов. — М.: Политиздат, 1974. — 278 с.
34. Не все дороги ведут в Третий Рим [Электронный ресурс] // Православие.ru. — Режим доступа: <
https://www.pravoslavie.ru/analit/sobytia/papavisit3.htm>. — Дата доступа: 25.08.2016.
35. Общие ценности. Беларусь и Ватикан провели важные переговоры // СБ — Беларусь сегодня. — 2008. — 21 июня.
36. Одинцов, М. И. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношение с государством и обществом / М. И. Одинцов. — М., 2012. — 312 с.
37. О развитии отношений между Республикой Беларусь и государством Ватикан [Электронный ресурс] / Царква. — Режим доступа: <
http://www.churchby.info/rus/243>. — Дата доступа: 01.03.2015.
38. Посланник Папы прочел лекцию студентам БГУ [Электронный ресурс] // NAVINY.BY. Белорусские новости. — 19.06.2008. — Режим доступа: <
http://naviny.by/rubrics/society/2008/06/19/ic_articles_116_157670>. — Дата доступа: 20.12.2016.
39. Религиовед — о взаимоотношениях католиков, православных и протестантов и их роли в обществе [Электронный ресурс] // Католiк Гомель — христианский социально-общественный сайт. — Режим доступа: <
http://www.katolik-gomel.by/news/v-gomele/item/1689>. — Дата доступа: 22.08.2016.
40. Роль Ватикана в борьбе с Россией [Электронный ресурс] // Вопросик. — Режим доступа: <
http://voprosik.net/rol-vatikana-v-borbe-s-rossiej/>. — Дата доступа: 25.08.2016.
41. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. — 13.02.2016. — Режим доступа: <
http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074>. — Дата доступа: 20.05.2017.
42. Список послов и постоянных представителей Республики Беларусь [в Ватикане] [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: <
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C#.D0.92.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D0.BD>. — Дата доступа: 30.08.2016.
43. Фактор веры — большое дело // СБ — Беларусь сегодня. — 2010. — 9 окт. — С. 1, 2.
44. Фёдоров, А. Минск опять ждет от Святого престола дипломатического чуда? / А. Фёдоров [Электронный ресурс] // TUT.BY: белорусский портал. — 11.03.2015. — Режим доступа: <
https://news.tut.by/politics/439261.html>. — Дата доступа: 21.08.2016.
45. Филонов, В. И. История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина ХХ — начало ХХI в.): автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02 / В. И. Филонов; Орлов. гос. ун-т. — М., 2014. — 44 с.
46. Филонов, В. И. Русская православная церковь как проводник политики Советского государства с Ватиканом / В. И. Филонов // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. — 2013. — № 3. — С. 67—69.
47. Ярмусик, Э. С. Католический Костел в Беларуси в 1945—1990 гг. / Э. С. Ярмусик. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2006.— 568 с.
48. Ярмусик, Э. С. Советско-ватиканские отношения: от конфронтации к диалогу / Э. С. Ярмусик // Вестн. Брест. гос. технич. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». — 2004. — № 6. — С. 8—12.
49. Buchała, R. Polityka wschоdnia Stolicy Apostolskiej / R. Buchała // Chsześcianin w Świecie. — 1975. — N 6. — S. 26—43.
50. Jan Paweł II. Z satysfakcją patszę na Pańską wizitę, widząc w niej zapowiedź pomyślnych przemian pszyszłości. Wizyta pszewodniczącego Rady Najwyższej Związku Socjalistycznych Republik Radzieckich Michaiła Gorbaczowa w Watykanie (Watykan, 1 grudnia 1989 roku) // Jan Paweł II do politykow (1978—2005). Wybór i opracowanie Adam Wieczorek. — Warszawa: Szkoła Wyższa im. Bogdana Jańskiego, 2011. — S. 617—622.
51. L’Osserwatore Romano. Wydanie Polskie. — 1989. — Rok X, N 12. — 1 grud.
52. Muszyński, E. Polityka wschodnia Stolicy Apostolskiej / E. Muszynski // Za i Pszeciw: Tygodnik. — 1975. — № 6. — S. 2.
53. О polityce wschodniej Watykanu // Zorza: Ilustrowany Tygodnik Katolicki. — 1975. — 27 lipca.
54. Piszczek, R. Początki wschodniej polityki Watykan / R. Piszczek // Myśl Społeczna. — 1976. — Rok 12, N 19. — S. 3, 6.
55. Stehle, H. Tajna dyplomacja Watykanu (1917—1991) / H. Stehle. — Warszawa: REAL PRESS, 1993. — 380 s.

Статья поступила в редакцию в июне 2017 г.

 
 
Конкурс научных работ
3
2
1
Телефоны "горячей линии"
Памятка для украинцев